Рис. 32. Лев Семенович среди коллег. (Во втором ряду И.М. Соловьев, А.Р. Лурия, Л.В. Знаков [sic] и др.).
Можно предположить, что Леонид Владимирович Занков (http://vygotsky.mgppu.ru/index.php?view=person&item=14&full=yes) (он же (http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=29&article=219)) таки да между Лурией и Выготским. Отбой...
Update: В. П. Зинченко, От классической к органической психологии (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/966/966006.htm) (ч. 2):
На фотографии: Л.С. Выготский среди коллег.
Во втором ряду слева направо: первый — И.М. Соловьев, третий — А.Р. Лурия, пятый — Л.С. Выготский, седьмой — Л.В. Занков.
ага, спасибо. но много еще неизвестных остается. а вы кслову получили мои комменты к старому посту? я тут чего то сильно загрузился в эти материи (тоже на конференцию собрался). про встречу левина и выготского вам ничего случайно не известно?
Получил, спасибо, не ответил, замотался. Я эту статью-интервью, к слову, хорошо знаю и почему-то очень люблю. Не знаю, что-то в ней есть, непосредственное, что ли?... Про детские воспоминания о Запорожце нравится, про Аснина практически вообще ничего неизвестно, кроме как от В.П. в этом интервью...
... А что за конференция [тоже], если не секрет ( это я так, нескромничаю:) )?
... Теперь, Выготский - Левин, встреча.
Те же Выгодская & Лифанова, с. 299-300: Хорошо помню приезд к нам настоящего ученого — Курта Левина. Он бывал у нас дома во время своего пребывания в Москве по крайней мере несколько раз. Каждый раз они очень оживленно разговаривали, горячо спорили о чем-то. Отец сидел у стола, немного боком, а Левин все время вскакивал, и начинал быстро ходить по небольшому свободному пространству комнаты, снова садился, был экспансивен, жестикулировал, в чем-то, как мне тогда казалось, не соглашался с отцом. Говорили они только по-немецки. Отец говорил абсолютно свободно, так же как по-английски с американкой. Он владел тремя европейскими языками, что давало ему возможность не только знакомиться с иностранной литературой задолго до ее перевода на русский язык, но и свободно общаться с коллегами. Во Глазами дочери 300 время его поездки в 1925 г. в Англию, Германию, Голландию и Францию он посещал в этих странах психологические лаборатории и различные дефектологические учреждения и общался там, не прибегая к помощи переводчика...
References: Marrow, A.I. : Kurt Lewin -- Leben und Werk. Stuttgart: Klett 1977 Vygotskij, L.S. : The problem of mental retardation. In: The mentally retarded child, Vygotskij, L.S. (ed.), pp. 7-34 (in Russian). Moskva: U~pedgiz 1935 (republished in: Vygotskij 1956, pp. 453-480)
книжку выгодской-лифановой пропустил. на до бы найти побыстрей.
про кофку лурия упоминал в одном из текстов - что тот не понял, смысла исследования, вроде бы даже были его фотографии в поездке и какие то рассказы. кслову у вас статьи этой (Eckart Scheerer) копии не будет? да и вобще если посоветуете недавних значимых статей по теме, буду очень признателен.
про встречу левина я много накопал, хотя еще копать и копать. брунер эту встречу называл главной в истории психологии - я типа с ним согласен. много деталей и контекстов - левин решал куда ему уезжать жить из германии. выбор был между ютой, москвой и японией. плюс семейные проблемы. он показывал свой фильм а девочкой и камнем в институте психологии. ээ, много. я недавно помогал готовить к печати статью, которая должна выйти в журнале гештальт-теории, дам вам ссылку - там есть много что пообсуждать.
зинченко текст отличный. он вобще получается самым прорвавшимся из всех. я еще под впечатлением его статьи в сборнике "познающее мышление" найду вам позже ссылку. надо б с ним выпить.
1. Выгодская & Лифанова (неотредактированная, но читать всё же можно), равно как и Scheerer, 1980 у меня есть, отцифрованные. Дайте знать, куда закинуть.
2. re если посоветуете недавних значимых статей по теме, буду очень признателен -- подумать надо, - к слову, по какой теме? Выготский-Левин? Шире? Уже?
3. re я недавно помогал готовить к печати статью, которая должна выйти в журнале гештальт-теории, дам вам ссылку - там есть много что пообсуждать -- с удовольствием, очень интересно
4. re я еще под впечатлением его статьи в сборнике "познающее мышление" найду вам позже ссылку. -- спасибо, looking forward to :)
5. re надо б с ним выпить. -- и то верно. Я тут как раз в столицу нашей Родины где-то осенью 2007 собираюсь, очень хотелось бы с Владимиром Петровичем переговорить, целую кучу вопросов обсудить; не осознал ещё только, как на него выйти...
прочел два текста вересова - склочный черезчур, ну и хватает мелких неувязочек и глобальных дырок. типа из всей массы прочитанного за последнюю неделю самые слабые тексты. и это при том что человек явно готовился. не нашел никаких его следов сходу, он где учился?
Я думаю, здесь с выводами спешить не стоит. Что я знаю про Ник. Ник. Вересова, так это то, что он--проучившись по всей видимости в Вашей alma mater--защитился (Ph.D.) в ун-те Оулу, Finland, где и работает по сю пору. Защитил диссертацию ориентировочно в 1997-8, опубликована под названием Undiscovered Vygotsky (http://www.amazon.com/Undiscovered-Vygotsky-Pre-history-Cultural-historical-Wissenschaftsgeschichte/dp/3631354444).
Редактировал несколько номеров Journal of Russian and East European Psychology (JREEP), в частности, особое ему спасибо за тематический выпуск посвящённый Запорожцу (совместно с ВПЗ) и Бернштейну. К слову, главый редактор этого журнала - проф. ун-та Оулу, Др. Пентти Хаккарайнен, с которым Ник. Ник. работает на одной кафедре. Входит в редакционный совет (http://vygotsky.mgppu.ru/index.php?view=person&item=53&full=yes) журнала "Культурно-историческая психология (http://vygotsky.mgppu.ru/460)"
один про выступление вп и начало undiscovered v. аа, вот сидел думал - поспешил с выводами не поспешил. тем временем прочитал эпилог коула к лурии. полкнижки бернштейна про ловкость. статью зинченко к 100 летию льва семеныча. воспоминания выгодской. послушал кусок лекции самого лурии - действительно удивительно хороший английский язык. ну и еще чего то более мелкого. то есть спасибо большое ник.нику. за журналы (мне их скоро привезут всем скопом), но интерпретации его с моей кочки не дотягивают до нужного уровня. не на то он обращает внимание - потому и возник мой вопрос про альму матер.
Пусть мои интерпретации и не дотягивают до нужного уровня. Видимо, только Вы и знаете, какой уровень - нужный, а какой - нет. Если знаете - предложите свою интерпретацию, НА ВАШЕМ УРОВНЕ, тогда и появится повод для дискуссии. Пока - у вас уровень одесского привоза, извините. Ох, насмотрелся я в пределах возлюбленного отечества на все это. Учили-учили Вас обсуждать вещи по существу, да, видно недоучили. Зато снобизма хоть отбавляй ( в том числе и по поводу нужного уровня) Николай Вересов
ну уж не обижайтесь пожалуйста. 80% нашего диалога из этого треда перешло в частную переписку, поэтому и остается голословный уровень.
и за снобизм тоже приму упрек, но при этом вещи обсуждать по сушеству надеюсь это не помешает. заметьте при том, что я вполне обозначил мою основную претензию - к расставлению вами акцентов.
Хорошо, будем считать, что,как говорится "проехали". Рад. что наши позиции совпадают, в смысле того,что мы оба против голословных утверждений. Само собой, для обсуждения пор существу темы я открыт и даже весьма заинтересован в этом. Тогда заодно и выясним и про акценты и про уровни. Жму руку НН
вот кслову ниже тут по треду еще одно свидетельство коллеги выготского в последние годы жизни и одного из моих учителей по поводу вопроса майкла коула о марксизме. я прочитал вашу статью на эту тему. никак пока ее не касаясь, как вы относитесь к этой цитате?
Простите, я это как-то не нашел. не сочтите за труд, перешлите мне эту цитату. И вообще, может быть имеет смысл продолжить разговор в личной почте? У меня простая nveresovcсобакаyandex.ru(конечно). НН
я ее запостил в соотвествующий тред (http://community.livejournal.com/psyhistorik/13796.html#comments). до почты тоже доберусь, но уже не сегодня, у нас уже поздней чем в петропавловске-камчатском.
Нет задач, которые нам не по плечу, но есть задачи, которые нам по х...
нашел порывшись ресурс (http://tovievich.ru/friend/33.htm), хотя указаний на учителей так и не встретил. сейчас почитаю неисторические тексты, вроде получше звучат.
Всё правильно, в смысле биографических данных. Кандидатская в Москве - Ph. D. - в Оулу. И про JREEP. Там есть ещё номер об А. В. Брушлинском, если обратили внимание. Николай Вересов
Интересно было бы узнать, что за мелкие неувязочки, и в чем состоят глобальные дыры? Про "склочность" - осавлю без комментариев. Можно было бы ещё жестче написать про так называемых "специалистов" по Выготскому. И то, что готовился - правильно. Для того, чтобы понять Выготского (или, хотя-бы попытаться это сделать) готовится надо долго. И не обязательно на психфаке МГУ. И, даже лучше, не на Психфаке МГУ Николай Вересов
да уж, извините конечно за склочность - вырвалось в конткесте как раз нетикета. вот как раз этот момент мне интересен. что такое кит - a theory or the theory. тут как бы если определиться, то получаются всякие выводы которые должны проникать в язык определившегося. например у вп я этого нахожу, а у радзиховского совсем нет. и у вас не нашел, и опознал да - как чужого. это никак не плохо, это просто удивительно для меня как человека определявшегося в том же самом.
сейчас я уже прочел больше ваших статей. еще три открыты для чтения, и я лучше представляю ваши позиции и интересы. и надеюсь еще на возможность узнать про них более. и обсудить наличие возможных неувязочек и прочего.
Охотно принимаю сказанное. И Вы простите меня за резкость, пожалуйста. Я открыт к профессиональному оргументированному обсуждению-диалогу, и почту за честь. НН
Б.З. В 1933 г. проездом из Японии К. Левин остановился в Москве, где пробыл несколько недель. Он выступал в Институте психологии и показывал там свой фильм. Кстати, он его оставил в Москве. Быть может, удастся его найти. В фильме показывалось, как полуторагодовалая девочка Ханка тщетно пытается сесть на камень. Она кружится возле него, даже лижет, но сесть не может, поскольку камень, по К. Левину, обладает положительной валентностью. Чтобы сесть, нужно отвернуться от камня, преодолеть его притягательную силу. К. Левин много общался с Л.С. Выготским, бывал у него дома. Настроение у К. Левина было очень тревожное. Фашисты пришли к власти. Он рвался в Берлин, чтобы забрать семью и эмигрировать. Он звонил из Москвы В. Келеру, который ему сказал: «Приезжайте, и мы уедем». Наши психологи (А.Р. Лурия, А.А. Смирнов) приглашали К. Левина остаться в Советском Союзе, тем более что он сочувствовал коммунистам. Но он решил эмигрировать вместе с другими гештальтистам в США. М.Я. Какие отношения сложились у К. Левина с Л.С. Выготским? Судя по одной из последних работ Л.С. Выготского, которого в те годы захватила проблема отношений между интеллектом и аффектом, он критически оценил данные К. Левина. Более того, Л.С. Выготский провел (не знаю, сам или совместно с сотрудниками) цикл экспериментальных исследований поведения с целью обнажить слабые стороны левиновской концепции. Б.З. Левин чрезвычайно высоко ценил Л.С. Выготского. Об этом говорят его письма. В 1936 г. готовился специальный мемориальный сборник, посвященный Л.С. Выготскому. Для этого сборника К. Левин написал статью и прислал ее нам. Раз уж разговор зашел о Л.С. Выготском, скажу, что у него была очень тяжелая жизнь. Его обвиняли в том, что он не марксист, хотя он был настоящим марксистом. Он тяжело переживал, что его не понимают. И фактически он убил себя. Точнее: он сделал все, чтобы не жить. Но это уже другая тема.
no subject
Date: 2007-05-04 04:48 am (UTC)Рис. 32. Лев Семенович среди коллег. (Во втором ряду И.М. Соловьев, А.Р. Лурия, Л.В. Знаков [sic] и др.).
Можно предположить, что Леонид Владимирович Занков (http://vygotsky.mgppu.ru/index.php?view=person&item=14&full=yes) (он же (http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=29&article=219))
таки да между Лурией и Выготским. Отбой...Update: В. П. Зинченко, От классической к органической психологии (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/966/966006.htm) (ч. 2):
На фотографии: Л.С. Выготский среди коллег.
Во втором ряду слева направо: первый — И.М. Соловьев, третий — А.Р. Лурия, пятый — Л.С. Выготский, седьмой — Л.В. Занков.
no subject
Date: 2007-05-04 04:57 am (UTC)Some ideas
Date: 2007-05-04 05:24 am (UTC)... А что за конференция [тоже], если не секрет ( это я так, нескромничаю:) )?
... Теперь, Выготский - Левин, встреча.
Те же Выгодская & Лифанова, с. 299-300:
Хорошо помню приезд к нам настоящего ученого — Курта Левина.
Он бывал у нас дома во время своего пребывания в Москве по крайней
мере несколько раз. Каждый раз они очень оживленно разговаривали, горячо
спорили о чем-то. Отец сидел у стола, немного боком, а Левин все время
вскакивал, и начинал быстро ходить по небольшому свободному пространству
комнаты, снова садился, был экспансивен, жестикулировал, в чем-то, как
мне тогда казалось, не соглашался с отцом. Говорили они только по-немецки.
Отец говорил абсолютно свободно, так же как по-английски с
американкой. Он владел тремя европейскими языками, что давало ему
возможность не только знакомиться с иностранной литературой задолго
до ее перевода на русский язык, но и свободно общаться с коллегами. Во
Глазами дочери 300
время его поездки в 1925 г. в Англию, Германию, Голландию и Францию
он посещал в этих странах психологические лаборатории и различные дефектологические
учреждения и общался там, не прибегая к помощи переводчика...
Psychological Research 41, 113--132 (1980)
(Luria Memorial Issue)
© by Springer-Verlag • 1980
Eckart Scheerer, Gestalt Psychology in the Soviet Union, p. 117
Let me first mention Kurt Koffka's participation in Luria's Second 'Psychological
Expedition' to Central Asia (1932).
...
Koffka never
published the results of his investigations in full, and Luria does not even mention
Koffka's participation in his account published more than thirty years later (Luria,
1974/76). The history of Koffka's participation in the expedition remains to be investigated
in detail.
The same applies to Kurt Lewin's trip through the Soviet Union in 1933. The only
available information about this episode is the brief account in Marrow's (1977) biography
of Lewin. According to Marrow (p. 92), in the first months of 1933 Lewin
returned from Stanford to Berlin via Japan, the Siberian Railway, and Moscow. Apparently
Lewin, too, had been invited to give lectures in Moscow, but Marrow does
not relate whether these lectures were actually held or not. At least, there is no evidence
that they were published, but at this time Psicbologia, the only specifically psychological
periodical in the Soviet Union, had already ceased to exist. However, Marrow
relates that Lewin met Luria and Zeigarnik in Moscow, and that they informed him
about the full significance of Hitler's rise to power which had taken place shortly before
Lewin left Japan. From Marrow's somewhat unclear account it can be inferred that
Lewin stayed in Moscow from February to May 1933 ; he then returned to Berlin,
only to emigrate a couple of months later. Perhaps Lewin's visit was responsible for the
strong interest in his theories found in Vygotskij's posthumously published paper on
mental retardation (Vygotskij 1935/1956). But on the whole his visit, like Koffka's,
came too late - the initial enthusiasm for Gestalt psychology already had given way to
a critical attitude on the part of Soviet psychologists toward Western psychology.
References:
Marrow, A.I. : Kurt Lewin -- Leben und Werk. Stuttgart: Klett 1977
Vygotskij, L.S. : The problem of mental retardation. In: The mentally retarded child,
Vygotskij, L.S. (ed.), pp. 7-34 (in Russian). Moskva: U~pedgiz 1935 (republished
in: Vygotskij 1956, pp. 453-480)
Re: Some ideas
Date: 2007-05-04 05:58 am (UTC)про кофку лурия упоминал в одном из текстов - что тот не понял, смысла исследования, вроде бы даже были его фотографии в поездке и какие то рассказы. кслову у вас статьи этой (Eckart Scheerer) копии не будет? да и вобще если посоветуете недавних значимых статей по теме, буду очень признателен.
про встречу левина я много накопал, хотя еще копать и копать. брунер эту встречу называл главной в истории психологии - я типа с ним согласен. много деталей и контекстов - левин решал куда ему уезжать жить из германии. выбор был между ютой, москвой и японией. плюс семейные проблемы. он показывал свой фильм а девочкой и камнем в институте психологии. ээ, много. я недавно помогал готовить к печати статью, которая должна выйти в журнале гештальт-теории, дам вам ссылку - там есть много что пообсуждать.
зинченко текст отличный. он вобще получается самым прорвавшимся из всех. я еще под впечатлением его статьи в сборнике "познающее мышление" найду вам позже ссылку. надо б с ним выпить.
Re: Some ideas
Date: 2007-05-04 06:14 am (UTC)1. Выгодская & Лифанова (неотредактированная, но читать всё же можно), равно как и Scheerer, 1980 у меня есть, отцифрованные. Дайте знать, куда закинуть.
2. re если посоветуете недавних значимых статей по теме, буду очень признателен --
подумать надо, - к слову, по какой теме? Выготский-Левин? Шире? Уже?
3. re я недавно помогал готовить к печати статью, которая должна выйти в журнале гештальт-теории, дам вам ссылку - там есть много что пообсуждать --
с удовольствием, очень интересно
4. re я еще под впечатлением его статьи в сборнике "познающее мышление" найду вам позже ссылку. --
спасибо, looking forward to :)
5. re надо б с ним выпить. --
и то верно. Я тут как раз в столицу нашей Родины где-то осенью 2007 собираюсь, очень хотелось бы с Владимиром Петровичем переговорить, целую кучу вопросов обсудить; не осознал ещё только, как на него выйти...
Re: Some ideas
Date: 2007-05-04 06:45 am (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-05-04 10:59 pm (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-05-05 05:14 am (UTC)Я думаю, здесь с выводами спешить не стоит. Что я знаю про Ник. Ник. Вересова, так это то, что он--проучившись по всей видимости в Вашей alma mater--защитился (Ph.D.) в ун-те Оулу, Finland, где и работает по сю пору. Защитил диссертацию ориентировочно в 1997-8, опубликована под названием Undiscovered Vygotsky (http://www.amazon.com/Undiscovered-Vygotsky-Pre-history-Cultural-historical-Wissenschaftsgeschichte/dp/3631354444).
Редактировал несколько номеров Journal of Russian and East European Psychology (JREEP), в частности, особое ему спасибо за тематический выпуск посвящённый Запорожцу (совместно с ВПЗ) и Бернштейну. К слову, главый редактор этого журнала - проф. ун-та Оулу, Др. Пентти Хаккарайнен, с которым Ник. Ник. работает на одной кафедре. Входит в редакционный совет (http://vygotsky.mgppu.ru/index.php?view=person&item=53&full=yes) журнала "Культурно-историческая психология (http://vygotsky.mgppu.ru/460)"
Re: Some ideas
Date: 2007-05-05 05:29 am (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-09-30 08:09 pm (UTC)Николай Вересов
Re: Some ideas
Date: 2007-09-30 08:14 pm (UTC)и за снобизм тоже приму упрек, но при этом вещи обсуждать по сушеству надеюсь это не помешает. заметьте при том, что я вполне обозначил мою основную претензию - к расставлению вами акцентов.
Re: Some ideas
Date: 2007-10-01 05:04 am (UTC)Рад. что наши позиции совпадают, в смысле того,что мы оба против голословных утверждений.
Само собой, для обсуждения пор существу темы я открыт и даже весьма заинтересован в этом. Тогда заодно и выясним и про акценты и про уровни.
Жму руку
НН
Re: Some ideas
Date: 2007-10-01 05:12 am (UTC)вот кслову ниже тут по треду еще одно свидетельство коллеги выготского в последние годы жизни и одного из моих учителей по поводу вопроса майкла коула о марксизме. я прочитал вашу статью на эту тему. никак пока ее не касаясь, как вы относитесь к этой цитате?
Re: Some ideas
Date: 2007-10-01 05:36 am (UTC)НН
Re: Some ideas
Date: 2007-10-01 05:45 am (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-05-05 05:44 am (UTC)нашел порывшись ресурс (http://tovievich.ru/friend/33.htm), хотя указаний на учителей так и не встретил. сейчас почитаю неисторические тексты, вроде получше звучат.
Re: Some ideas
Date: 2007-09-30 08:02 pm (UTC)Николай Вересов
Re: Some ideas
Date: 2007-09-30 07:58 pm (UTC)Николай Вересов
Re: Some ideas
Date: 2007-09-30 08:07 pm (UTC)сейчас я уже прочел больше ваших статей. еще три открыты для чтения, и я лучше представляю ваши позиции и интересы. и надеюсь еще на возможность узнать про них более. и обсудить наличие возможных неувязочек и прочего.
с уважением и пр.
Re: Some ideas
Date: 2007-10-01 04:53 am (UTC)НН
Re: Some ideas
Date: 2007-10-01 05:18 am (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-10-01 05:38 am (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-10-01 05:46 am (UTC)НН
Re: Some ideas
Date: 2011-08-11 06:07 am (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-05-04 12:14 pm (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-05-04 12:17 pm (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-05-04 10:12 pm (UTC)Re: Some ideas
Date: 2007-05-05 06:41 am (UTC)Б.З. В 1933 г. проездом из Японии К. Левин остановился в Москве, где пробыл несколько недель. Он выступал в Институте психологии и показывал там свой фильм. Кстати, он его оставил в Москве. Быть может, удастся его найти. В фильме показывалось, как полуторагодовалая девочка Ханка тщетно пытается сесть на камень. Она кружится возле него, даже лижет, но сесть не может, поскольку камень, по К. Левину, обладает положительной валентностью. Чтобы сесть, нужно отвернуться от камня, преодолеть его притягательную силу. К. Левин много общался с Л.С. Выготским, бывал у него дома. Настроение у К. Левина было очень тревожное. Фашисты пришли к власти. Он рвался в Берлин, чтобы забрать семью и эмигрировать. Он звонил из Москвы В. Келеру, который ему сказал: «Приезжайте, и мы уедем». Наши психологи (А.Р. Лурия, А.А. Смирнов) приглашали К. Левина остаться в Советском Союзе, тем более что он сочувствовал коммунистам. Но он решил эмигрировать вместе с другими гештальтистам в США.
М.Я. Какие отношения сложились у К. Левина с Л.С. Выготским? Судя по одной из последних работ Л.С. Выготского, которого в те годы захватила проблема отношений между интеллектом и аффектом, он критически оценил данные К. Левина. Более того, Л.С. Выготский провел (не знаю, сам или совместно с сотрудниками) цикл экспериментальных исследований поведения с целью обнажить слабые стороны левиновской концепции.
Б.З. Левин чрезвычайно высоко ценил Л.С. Выготского. Об этом говорят его письма. В 1936 г. готовился специальный мемориальный сборник, посвященный Л.С. Выготскому.
Для этого сборника К. Левин написал статью и прислал ее нам. Раз уж разговор зашел о Л.С. Выготском, скажу, что у него была очень тяжелая жизнь. Его обвиняли в том, что он не марксист, хотя он был настоящим марксистом. Он тяжело переживал, что его не понимают. И фактически он убил себя. Точнее: он сделал все, чтобы не жить. Но это уже другая тема.
Б.В. Зейгарник
Date: 2007-05-06 12:35 am (UTC)М.Г. ЯРОШЕВСКИЙ (1988). В ШКОЛЕ КУРТА ЛЕВИНА (http://www.voppsy.ru/issues/1988/883/883172.htm). Из бесед с Б.В. Зейгарник.
... О, теперь другое дело!
Re: Б.В. Зейгарник
Date: 2007-05-06 12:45 am (UTC)